15 февраля 2022 – гитара по кругу. Функции трезвучий на ступенях натурального мажора и минора. Раздаточный материал – таблица.
Основной закон гармонии:
Разбор аккомпанемента песни Юрия Визбора «Фанские горы». Размер 6/8, авторская тональность – F#m/F#, что аппликатурно соответствует тональности Gm/G (семиструнная гитара Визбора настроена на полтона ниже номинала). Для удобства пения записали в тональности Em/E.
Наряду с тремя основными аккордами лада – трезвучиями, построенными на ступенях I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта), функциональными свойствами «тоничности», «субдоминантовости» и «доминантовости» обладают и трезвучия, построенные на остальных четырёх ступенях лада. Под функциональными свойствами понимается возможность того или иного аккорда занять соответствующее место в основном гармоническом кругу. При этом трезвучия III и VI ступеней проявляют функциональную двойственность – способность в зависимости от музыкального контекста становиться то тоникой, то доминантой (трезвучие III ступени, DT
III), либо то тоникой, то субдоминантой (трезвучие VI ступени).
В тоническую группу входят трезвучия I, III и VI ступеней, т.е. C, Em и Am в до мажоре. Признаком принадлежности аккорда к тонической группе является наличие в составе аккорда звука, являющегося терцией в главном тоническом трезвучии I ступени, т.е. III ступени гаммы (e в до мажоре).
В субдоминантовую группу входят трезвучия II, IV и VI ступеней, т.е. Dm, F и Am в до мажоре. Признаком принадлежности аккорда к субдоминантовой группе является наличие в составе аккорда звука, являющегося терцией в главном субдоминантовом трезвучии IV ступени, т.е. VI ступени гаммы (a в до мажоре).
В доминантовую группу входят трезвучия VII, V и III ступеней, т.е. Hm
5-, G и Em в до мажоре. Признаком принадлежности аккорда к доминантовой группе является наличие в составе аккорда звука, являющегося терцией в главном доминантовом трезвучии V ступени, т.е. VII ступени гаммы (h в до мажоре).
Основной закон гармонии TSDT при использовании побочных ступеней лада преобразуется следующим образом:
В субдоминантовой и доминантовой группах функциональные свойства аккордов – субдоминантовость и доминантовость соответственно – возрастают по мере удаления от тоники, т.е. от центра к краям таблицы. «Стандартные» свойства проявляют центральные аккорды в каждой группе. Так, стандартная последовательность T-S-D-T будет C-F-G-C; последовательность с нарастанием субдоминантовости -- C-Am-F-Dm-G-C; последовательность с нарастанием доминантовости -- C-F-Em-G-Hm5--C.
(Редко применяемый аккорд Hm
5- на самом деле применяется регулярно, но в составе септаккорда: одновременно звучащие аккорды G состава ghd и Hm5- состава hdf образуют четырёхзвучный аккорд G7 состава ghdf.)
Теоретически «минимальная» последовательность T-S-D-T -- C-Am-Em-C
Последовательность аккордов в «Фанских горах»:
Em H7 Em E7 Am D7 G F#7 H7
E G#m C#7 F#m H7 E C#7 F#m H7 E (E7) A C#7 F#m H7 Em
Разбор начнём с мажорной части (припева): мажор представляет собой практически природное явление, в отличие от минора, придуманного людьми (см. Происхождение семиступенных ладов). В ми мажоре:
E G#m C#7 F#m H7 E C#7 F#m H7 E (E7) A C#7 F#m H7 Em
T DT
III DS
II S
II D
7 T DS
II S
II D
7 T DS S DS
II S
II D
7 Tm
Минорная часть:
Em H7 Em E7 Am D7 G F#7 H7
T D
7 T DS
7 S D|| T|| DD D
7S
II – субдоминанта второй ступени
S – субдоминанта
TS
VI – тоника/субдоминанта шестой ступени
T – тоника
DT
III – доминанта/тоника третьей ступени
D – доминанта
D
VII – доминанта седьмой ступени
D|| – доминанта параллельной тональности
T|| – тоника параллельной тональности
DS
II – доминанта к субдоминанте II ступени
DS
7 – доминанта к субдоминанте
Появление малого мажорного септаккорда (доминантсептаккорда) внутри той или иной последовательности аккордов исходной тональности означает, как правило, переход произведения в другую тональность – а именно в ту, в которой вновь появившийся доминантсептаккорд относится к её V ступени. Например, появление A7 в ля минорных песнях означает переход – чаще всего кратковременный, так называемое «отклонение» -- в тональность Dm.