Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Томск на Новосибирском фестивале 1968

Рубрика: Помнишь, товарищ...1961-1968гг. клубной газеты "Созвучие" (№3) cпецвыпуска газеты ТПУ"За кадры" (№ 11 (3091) от 25 мая 2002 
(записано во время встречи клуба авторской песни "Созвучие" с ветеранами томской самодеятельной песни 8 апреля 2001 г. в ДК ТПУ ).

      Владимир Васильевич Исаев (выпускник механического факультета ТПИ 1966 года, около 30 лет являлся преподавателем мехфака ТПИ, будучи студентом являлся руководителем политеховского туристско-альпинистским клуба):
      - В 1961 году я поступил в Томский политехнический институт, как раз в то время, когда вся наша томская самодеятельная гитарная песня там только набирала силу.
      ...И начиналось все с "механиков" и "геологов", которые традиционно пели костровые песни. (Следует помнить, что тогда повсеместно пелось много песен душевных, но тех,которые сейчас можно услышать разве что в передаче "В нашу гавань заходили корабли": полулагерных, блатных и т.п. В общем, фольклорчик соответствующий был!).
      Так вот,тогда наши механики составляли практически пол-сборной области по альпинизму, да и асов туризма среди них было довольно много. Тех,которые много ходили в походы. По сравнению с другими политеховскими факультетами их песни были более продвинуты : они были по-настоящему дорожно-таежными. Еще одной изюминкой механиков было около тридцати песен студента мехфака Валентина Шушарина. И механики-грудь колесом!-пели свои песни своего автора. Это заметно придавало им стимул!А геологи наши все больше находились в тайге и пели кое-что из "Нашей гавани", и лирические,а также авторов, которых подчас не всегда и знали.
И все же атмосфера тогда была такая, что сейчас нам даже трудно и представить.       Больше всего поражало то, что всегда сразу же после танцев (а танцы были по институтскому этикету по субботам, часов до 12 ночи), в общежитии мехфака, с первого по четвертый этаж на пожарной лестнице все общежитское население сбивалось в кучу и совершенно на трезвую голову,часов до четырех-пяти ночи,с диким энтузиазмом пело песни из репертуара все той же "Нашей гавани",лагерные, лирические, туристские, альпинистские и геологические. Пели и советские, которые нравились. Тогда в советской массовой песне наступило какое-то затишье:военные уже как-то отошли, а новые хорошие (например, А.Пахмутовой) еще только-только зарождались.
      В 1963 году в общаге у геологов образовалась комната: Лариса Вдовина, Саша Минаева, Наташа Карнаухова, Лариса Потапова, Наташа Эрнст,Маша Коновцева. И вот в этой очень сплоченной компании на гитаре практически не играл никто, но они очень любили наши геологические, туристские и фольклорные песни. Это была своего рода коммуна, в которую, уже не помню как, начали приходить в гости мы-механики, физики (Коля Мещеряков, Валера Шкурдалов, Гена Борщ)и геологи. Много пели, гоняли чаи. А когда собиралась большая толпа, все как-то незаметно перемещались на лестницы. И аккомпанировала им Фрида Гейн - наше светило. Подигрывали им и Саша Сабанин, а потом попозже и Борис Овценов.
      И так это продолжалось до 1968 года, пока не окончила институт "Рвань один"(так называлась эта теплая компашка).
      А потом уже образовалась так называемая "Рвань два"- коммуна из немного позже поступивших в институт Вали Прусакова, Васи Шевченко, Гриши Карюкина, Вити Богомякова. И пока эта "Рвань два" училась на ГРФ, как раз сложилось так, что центр самодеятельной песни переселился к ним.
      Откуда же брались в Томске новые песни? Море новых песен приходило через альпинистские каналы. Может быть, хорошим подспорьем в подпитке новыми песнями был турслет, который до 1965 года проводился как областной, собирая огромную армию людей где-нибудь на поляне, на майские праздники. Там всегда было очень много юмора, было очень много песен, которые вот там вот и перетекали от костра к костру, от коллектива к коллективу, от факультета к факультету. И так далее. Именно тогда, в 1965-м, мы ходили в гости к КСЭшникам (комплексная самодеятельная экспедиция), ТГУшным альпинистам. Именно тогда становилось традицией петь по три дня или вечера подряд и ни разу не повториться! Тогда пелось достаточно много, но не все, что пелось выдержало испытание временем.
      А в 1965 году впервые заработал радиоканал "Юность". И впервые на всю страну зазвучали песни Юрия Визбора, Булата Окуджавы, много новых бардовских песен.
      В этом же году, на впервые объявленный в стране (в первое воскресенье апреля) День геолога, в самой большой поточной аудиторий I корпуса ТПИ, впервые состоялся концерт бардовской песни, где каждый выступающий пел туристские или альпинистские песни... 


      Фрида Фридриховна Гейн:

      - Я училась на геофизика. А у "Рвани" были все геологи. Я знала, что у них есть там какая-то команда, но туда не входила, т.к. у нас была своя великолепная и очень певучая группа. Я никогда толком не играла на гитаре: так что-то перебирала немного...
      А тут мне "Рвань" и говорит однажды: "Слушай, нам нужен гитарист. Помоги на слете выступить." Я согласилась. И так получилось, что я со своими тремя аккордами с вечера до утра у костра простояла так и не смолкая всю ночь.
      А затем в ТПИ, в корпусе ГРФа, был первый концерт гитарной песни. Как он назывался уже и не вспомню сейчас, но к нему мы уже пришли с хорошим багажом... Итак, концерт. Многоярусная аудитория вся забита зрителями. И вот выходит Валька Прусаков со своей сияющей фиксой. Я взяла гитару, а он запел:"Хочешь, я тебя к горам увезу? Хочешь?" И все:его сразу же полюбил весь факультет!
      С тех пор к нашим песням появился явный неподдельный интерес. И от Томска до крайнего Севера началась самая настоящая популярность. Со мной доходило дело и до курьезов.
      Я была на практике в Заполярьи. Тундра.Комарье. Знакомые вертолетчики говорят:"Летать будем только в тот отряд, где ты." В Якутске меня перехватывали в аэропорту, запирали на ключ комнату, ставили магнитофон, две бобины и говорили:"Пока не напоешь-никуда не улетишь!" А в Батагае летчики вообще говорили:"Мы закрываем аэропорт, а ты давай пой. Пока не напоешь все, что знаешь-из Батагая никуда!"
      Это было наше время, когда многое что было запрещено. А через песни все самые лучшие чувства прорывались и находили выход. Мы с этой песней жили, познавали что-то новое. Это была и есть наша настоящая жизнь.
      ...Однажды, в 1968 году, мне с друзьями довелось побывать в Новосибирске на фестивале самодеятельной песни в клубе "Под интегралом". Для нас это было событие.
      Валька (Прусаков) как всегда у нас организатор был. Он разузнал, что такой фестиваль состоится и спросил меня:"Поедешь?"
      - Ну поехали.
      А денег-тo на проезд нет. И тогда мы решили"зайчиками". Зашли в вагон, рассосались потихонечку по третьим полкам, и-"зайчиками" в Новосибирск! На фестиваль приехали, а там забито все, билетов нет. Валька с кем-то из девчат куда-то ушел. Возвращается и говорит:"Мы тебя исполнителем записали."
      -Как?
      -А иначе мы просто не попадем.
      Таким образом, мне пришлось пропеть несколько песен. Вышла, сразу сказала,что эти песни не мои, а моих друзей. Пела я там "Фонарики" и еще что-то.
      Концерты шли почти круглосуточно, спрос на песню был огромный. Я,например,была записана для выступления на 24.00. Помню, впервые увидела Дольского. С тех пор стала поклонницей его творчества.
      На фестивальных концертах выступал Александр Галич. Пел очень много песен, в т.ч. и по заявкам зрителей. Вставал и пел, а мы жадно и с интересом слушали его выступления. После этого события в Академгородке пострадал президент Академии наук Трофимук и многие другие. А мы так вроде бы и ничего.
      А потом у нас был какой-то фестиваль. И наш ГРФ занял (в кои-то веки!) II место после физтеха. У физтеха хорошие инструменты, электроника. А мы со своей несчастной гитарой, да с имитацией костерка на сцене.В общем, как могли... И вдруг II место в ТПИ взяли тогда. Это был небывалый случай, потомучто до нас никогда такого не было.
      И вот стали нас награждать. Всех наградили, а меня обошли тишиной. После всего я подошла к ответственной за мероприятие девушке-массовику и спросила:"А нельзя было бы узнать в чем причина?" Она пообещала и вскоре разузнав все сообщила мне, что я попала в какой-то там список, потомучто пела на фестивале в Новосибирске. Вот так моя вина и выяснилась.
      ...Тут как-то недавно какой-то заслуженный российский деятель-ученый выступал и сказал:"Не оскорблен ни единой наградой того времени!" Так вот и про меня можно было бы сказать:"Не оскорблена."

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005