Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Обращения аккордов

ОБРАЩЕНИЯ АККОРДОВ
Теоретическое построение трезвучий осуществляется от основного тона вверх, и звуки аккорда именуются в соответствии с образовавшимися интервалами «прима» -- она же «основной тон», обозначается «1», «терция», обозначается «3», «квинта», обозначается «5». В септаккордах добавляется «септима», обозначается «7», в многозвучных аккордах добавляются соответствующие звуки. Но получившийся аккорд сохраняет свой смысл при переносе любых его звуков на октаву вверх или вниз, при удвоении звуков в разных октавах – иными словами, До мажорное трезвучие остаётся самим собой, если неопределённый набор нот содержит исключительно звуки c e g в любом расположении, в любых октавах, и в любых октавных удвоениях любых из этих трёх звуков:


 
Чтобы как-то ориентироваться в многообразии возможных вариантов, введены понятия «обращения аккорда» и «аккорд в мелодическом положении того или иного звука». «Обращение» описывает, какой из звуков аккорда расположен внизу (в басу), «мелодическое положение» -- какой из звуков расположен вверху.
Основным аккордом (в частности основным трезвучием) называется такое положение аккорда, в котором основной звук лежит ниже остальных его звуков.
Обращением аккорда называется такое его положение, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Так как в трезвучии, кроме основного тона (примы)‚есть еще два звука, то трезвучие имеет два обращения. Обращения получаются посредством переноса звуков основного трезвучия вверх на октаву:

 

Построенное в соответствии с теоретическим устройством мажорное трезвучие c e g может быть также расположено в порядке e g c и g c e, оставаясь при этом всё тем же мажорным трезвучием. Однако у этих различно расположенных наборов как бы одинаковых нот имеются некоторые звуковые, окрасочные отличия.
Первое обращение трезвучия с терцией аккорда внизу (e g c) называется секстаккордом (обозначается 6, иногда 63), Название объясняется тем, что между крайними звуками образуется интервал сексты, что и отличает это обращение от основного трезвучия. Первые три струны I типового варианта мажора составляют первое обращение мажорного трезвучия:


 
Второе обращение трезвучия с квинтой аккорда внизу (g c e) называется квартсекстаккордом (обозначается 64). Первые три струны II типового варианта мажора составляют второе обращение мажорного трезвучия:

 

 


В основном виде звуки расположены на первых трёх струнах в III типовом аппликатурном варианте мажора:


 
Поскольку во всяком септаккорде, кроме примы, есть еще три звука, септаккорды имеют три обращения: квинтсекстаккорд (обозначается 65, а иногда 6
53), имеющий внизу терцию основного аккорда; терцквартаккорд (обозначается 43, а иногда 64З )‚ имеющий внизу его квинту, и секундаккорд (обозначается 2, а иногда 42 или 642), имеющий внизу его септиму:

 


(В тональности До мажор доминантсептаккорд образуется на V ступени, т.е. G7, поэтому в качестве примера взят именно этот аккорд.)

 


Основной вид:
g h d f 
Первое обращение, квинтсекстаккорд:
h d f g
Второе обращение, терцквартаккорд:
d f g h
Третье обращение, секундаккорд:
f g h d
Понятие «Обращение» в буквальном смысле применяется почти исключительно к трезвучиям, все три ноты которых находятся в пределах октавы – то есть к аккордам на первых трёх струнах, -- а также к четырёхзвучным септаккордам. Применительно к практике аккомпанемента на гитаре дело обстоит и сложнее, и проще. К тому или иному обращению мы относим аккорд в зависимости от того, какой из звуков находится в басу – прима, терция или квинта для трезвучий, прима, терция, квинта или септима для септаккордов.

 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005