Да, интервью, конечно, не научная работа (её, кстати, придётся выполнить, насчёт 1982 года), многое говорится в качестве фигур речи, возможны всякого рода гиперболы и т.п., не говоря уже об аберрациях памяти.
Но вот тут Каримов мне недавно "подарил" мою собственную бумажку, датированную сентябрём 1983 г., т.е. почти ровно сорок лет тому. Писано было мною вдогонку известному
"слёту динозавров" (21-22 мая 1983), который вообще-то затеял тогда Андрей Сажин из ансамбля "Скай" под говорящим названием "Итоги движения". Видимо, какой-то перелом тогда ощущали многие (
Луферов, к примеру).
=====================================
А. КОСТРОМИН
«ЗАКРОЙ РОТ, ДУРА! Я ВСЁ СКАЗАЛ»
В. Фрумкин на конференции в Петушках в 1967 г. назвал СП «уделом поющих поэтов, потому что всё самое значительное, что создано, создано именно поющими поэтами». Дальнейшее развитие СП привело к разделению как минимум на два явных течения: первое – «поющие поэты», т.е. песни обязательно с
новым текстом (сюда же отнесём творческие союзы поэта и музыканта: Загот – Флейшман, Кинер – Кинер, Берковский, Никитин – Сухарев и т.п.) и второе – чисто композиторское, крайним выражением этого течения являются многочисленные песни на стихи А. Пушкина (С. Деревянко, А. Агапов и др.), сюда же относятся наиболее
популярные в последние годы якобы «барды» -- А. Суханов, С. Никитин, стремление которых к прочной поэзии вполне очевидно. Да, чуть не забыл устремлённого в прошлое П. Старчика, противопоставляемого некоторыми двум вышеуказанным авторам.
Коренное, главное различие двух этих течений именно в
направленности. Поэзия, создаваемая сегодня,
всегда, на любом уровне, пронизана днём сегодняшним,
всегда определена сегодняшним состоянием, настроением, вдохновением поэта и именно поэтому
всегда социально соответствует «духу времени», то бишь пресловутому «социальному заказу», даже в тех случаях, когда стих якобы асоциален, асовременен, когда стих слаб и беспомощен. Поэзия же прошлая, так называемые «непреходящие ценности» может касаться дня сегодняшнего либо случайно, либо «в общем», как и вчерашнего и позавчерашнего дней и т.д., т.е. актуальность поэзии прошлого относительна, актуальность поэзии настоящего – абсолютна.
Состояние СП на 1982 г. выявило явный примат композиторского течения и упадок поэтического. Всё наиболее существенное, что создано -- создано композиторами. Явная слабость и мелочность поэтической линии в песне соответствует, на мой взгляд, и положению поэзии в СССР вообще. По сравнению с 1967 годом картина прямо противоположная. Любитель СП в 1983 г. – это историк, изучающий седую старину. КСП находится сейчас в положении той женщины, которой М. Жванецкий сказал устами Сигизмунда: «Закрой рот, дура, я всё сказал!»
Считать отличительным признаком СП самодеятельное её происхождение неверно и преступно. Музыкальные жанровые границы СП расплывчаты и неопределённы, считать музыкальную сторону существенной – абсурд. Поэзия, причём активная, «будоражащая» мысль – вот истинное. Достаточно оснований есть для того, чтобы заявить, что основной костяк поэтов-«бардов» исписался, высказался уже достаточно давно; последний из могикан – В. Высоцкий – писал активно до 1980 г., причём по возрастающей; остальные замолкли раньше. «Старики» ушли, «молодые» не пришли – это финал.
«Закрой рот, дура!»
Сентябрь 1983 г.
==========================================
"Это документ, между прочим!" КНЦ ЦТТ