Добавлено: Понедельник 25 Октябрь 2021 12:17:34 AM
Обладатель черного пояса по КСП
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
12 октября -- знакомство по "норвежской" системе. Гитара по кругу. Лекция о роли сознания и подсознания в творчестве. Функциональная асимметрия полушарий на примере иллюзии "Крутящаяся девушка".
Добавлено: Понедельник 25 Октябрь 2021 12:22:18 AM
Обладатель черного пояса по КСП
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
19 октября -- разминка: "плюс 1", "существительное--глагол". Сбросить мышечные напряжения. Фига двумя руками (см. viewtopic.php?p=45075#p45075). Гитара по кругу.
Разбор аккомпанемента песни Ю.Кима и В.Дашкевича по видеозаписи авторского исполнения в Театре Е.А.Камбуровой в 2007 г., партия фортепьяно -- В.С.Дашкевич. Тональность Cm, размер 2/4.
Смотреть с отметки 33:45
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
2 ноября – в связи с принудительными выходными занятие прошло дистанционно, в Зуме. Обсудили настройки «оригинального звука» в Зуме. Гитара по кругу. Разбор аккомпанемента песни Михаила Щербакова «Колыбельная».
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
Ноты "Колыбельной" Щербакова из книги "Другая жизнь", М.: Аргус, 1997, с. 15-16. Нотная запись М.Щербакова и М.Стародубцева, музыкальный редактор М.Стародубцев.
На мой слух и взгляд, аккорд Db в 7 строке -- это опечатка, должно быть Eb.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
16 ноября -- разминка: "плюс 1", "существительное--глагол", «существительное—прилагательное». Эмоциональная гибкость: колесо эмоций. Чтение текста с изменением эмоции на каждом следующем слове, с использованием «списка чувств и эмоций». Гитара по кругу. Разбор аккомпанемента песни Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева «Бричмулла» с использованием нот, поверенных автором. Hm, 4/4
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
23 ноября. В качестве распевки – пение гаммы до мажор на два голоса. Гармонизация двухголосного музыкального произведения. Теория: Ещё раз о лире Орфея и семиступенных ладах. Много веков подряд аккордов как бы и не было. Полифонический и гомофонический склад музыки. Строи натуральный, пифагорейский и равномерно-темперированный. 7 октав равны 12 квинтам. Деление октавы на 12 частей. При равномерной темперации отношения соседних частот постоянны и равны корню 12 степени их 2, где 2 – отношение частот верхнего и нижнего звуков октавы, а 12 – количество ступенек, на которые октава делится. (См. С.Газарян, "Арифметика музыки".) Созвучия. Аккордом называется созвучие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. «Tertia» = «третья» по-итальянски, т.е. третья ступень вверх от какой-либо ноты в гамме. Поэтому понятие «аккорд» возможно только в связи с теми или иными гаммами. В доставшейся от древних греков гамме до мажор, построенной по формуле «тон-тон-полутон-три тона-полутон», интервалы расположены неравномерно, это позволяет построить два вида терций: терции большие – 4 полутона (тон+тон) – и малые – 3 полутона (тон+полутон). Аккорды строятся из входящих в гамму звуков как из кубиков, при этом звуки могут повторяться неоднократно, т.е. удваиваться. Построение на ступенях до мажорной гаммы трезвучий, четырёхзвучий (септаккордов -- 7), пятизвучий (нонаккордов – 9), шестизвучий (ундецимаккордов – 11), семизвучий (терцдецимаккордов – 13). Виды трезвучий: мажорное -- N, минорное -- Nm, уменьшенное Nm5-, увеличенное – N5+ (в натуральном мажоре не встречается).
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
30 ноября – гитара по кругу. Натуральный минор как производное эолийского лада: a-h-c-d-e-f-g-a, интервалы тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Натуральный ля минор состоит ровно из тех же нот, что и натуральный до мажор, поэтому и трезвучия строятся ровно те же, что в мажоре, меняется только их положение в ладу: Am, Hm5-, C, Dm, Em, F, G в ля миноре и C, Dm, Em, F, G, Am, Hm5- в до мажоре. Тождественность нотного состава – показатель наиболее близкого родства ля минора и до мажора, такие тональности носят название параллельных и легко переходят друг в друга. Основные трезвучия натурального мажора I -- C, IV -- F, V -- G, натурального минора I -- Am, IV -- Dm, V -- Em Разновидность минора, в которой на V ступени образуется мажорное трезвучие, называется гармоническим минором: a-h-c-d-e-f-g#-a. Разновидность минора, в которой возможна распространённая попевка ef#g#a, называется мелодическим минором. В практике обычно используется смесь этих трёх видов минора, причём мелодия при движении вниз идёт по натуральному минору, при движении вверх – по мелодическому, а аккомпанемент – по гармоническому минору и параллельному натуральному мажору. Разбор на примере песни Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского «Под музыку Вивальди». Вступление в тональности Dm, основная тема в тональности Am. Звукоизвлечение при арпеджио: идеальное место для звукоизвлечения по длине струны равно 1/7 струны. Полнота звука достигается за счёт участия в звуке обертонов, главным образом гармоник. При извлечении звука на 1/2 длины не звучит 2-я гармоника, на 1/3 длины -- не звучит 3-я гармоника, на 1/4 -- не звучит 4-я гармоника и т.д. Первая диссонирующая гармоника – 7-я, когда струна колеблется семью частями. Извлекая звук на 1/7 длины струны, мы гасим эту неприятную гармонику, оставляя в спектре звука консонантное созвучие 1, 2, 3, 4, 5 и 6 гармоник. См. статью: «Терри Ашер. Звук и его тоновые оттенки». Фото: положение правой руки С.Никитина при арпеджио.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
7 декабря – завершение разбора аккомпанемента песни Виктора Берковского и Сергея Никитина на стихи Александра Величанского «Под музыку Вивальди».
Подготовка к микрофонной практике: закон Йеркса—Додсона.Ретикулярная формация определяет уровень активации коры головного мозга. Оптимум мотивации для задач разной степени сложности разный. При превышении оптимума мотивации решение сложных задач, к каковым относится исполнение песен со сцены, становится невозможным.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
21 декабря – занятие плавно перетекало в праздник Самой Длинной Ночи, поэтому прошло в чуть урезанном виде (до 22:00). Разобран аккомпанемент песни Джеймса Лорда Пьерпойнта «Jingle, bells» в вольном переводе Александра Городницкого: 2/4, тональность Ddur.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
28 декабря – предновогоднее занятие неожиданно получилось теоретическим. Обсуждены темы: Построение трезвучий на ступенях мажора
Трезвучия на I, IV и V ступенях – главные трезвучия, тоника, субдоминанта и доминанта соответственно. Основной закон гармонии –
Главные трезвучия C, F и G используются для аккомпанемента множества простых мажорных песен, например «Jingle, bells» или «Маленькой ёлочке холодно зимой» и т.п. Мажор, произошедший от древнегреческого ионийского лада и восходящий к 4, 5 и 6 гармоникам струн легендарной лиры Орфея/Гермеса, вообще является базовым понятием, из которого исходит европейская музыкальная система. Построение септаккордов на ступенях мажора
Септаккорды большой мажорный (N7+), малый мажорный (доминантсептаккорд, N7), малый минорный (Nm7), полууменьшенный (Nm5-/7). (Все цифры в буквенно-цифровой системе обозначают НЕ СТУПЕНИ, А ИНТЕРВАЛЫ! 7 – малая септима в 10 полутонов, 11 – большая септима в 11 полутонов. См. ступеневая и полутоновая величины интервалов.) Малый мажорный септаккорд образуется только на V ступени мажора, т.е. на доминанте, именно поэтому называется доминантсептаккордом. Все септаккорды содержат диссонирующие интервалы и не вызывают чувства остановки-окончания движения, требуют перехода в какие-либо устойчивые трезвучия. Доминантсептаккорд V ступени устойчиво разрешается в тоническое трезвучие I ступени. Свойство доминантсептаккорда вызывать ощущение напряжённости, требующей разрешения, восходит к свойствам гармоник струны: 4, 5 и 6 гармоники образуют мажорное трезвучие, 7-я гармоника – первая диссонирующая, и добавление 7 гармоники к 4, 5 и 6 создаёт созвучие, весьма близкое к доминантсептаккорду и в любом случае вызывающее ровно те же ощущения неустойчивости и необходимости перейти к устойчивому чему-то. Ощущение устойчивости вызывает звук, расположенный на кварту выше исходного звука (1 гармоники). Трезвучия на ступенях натурального минора
Натуральный минор, произошедший от древнегреческого эолийского лада, полученного древними греками путём назначения тоникой VI ступени ионийского (мажорного) лада, состоит ровно из тех же нот, из которых состоит натуральный мажор, построенный от III ступени натурального минора (такие мажор и минор называются параллельными). Соответственно и набор трезвучий в натуральном миноре идентичен таковому в мажоре. Подобно древнегреческой традиции, параллельные мажор и минор различаются только волевым назначением тоники, и понять в отдельно взятый момент, находишься ли ты в мажоре или в миноре, практически невозможно. Главными трезвучиями в натуральном ля миноре являются Am, Dm и Em. В современных песнях натуральный минор используется сравнительно редко. Привычная последовательность Am, Dm и E получится, если в натуральном ля миноре повысить VII ступень. Полученная разновидность минорного лада носит название «гармонический минор»:
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
Разговор на занятии 28 декабря коснулся и темы о музыкальном удовольствии и неудовольствии, в связи с понятием «диссонанс» и «разрешение». Простой эксперимент: если дернуть струну гитары, например, 5-ю, и прислушаться к звуку, возникает приятное ощущение, звук воспринимается как красивый. Можно повторно дёргать струну… Тут вспоминается рассказ Виталия Бианки «Музыкант», в котором аналогичной деятельностью занимается… медведь: «…На опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела. Медведь наклонил голову и слушает. Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка. Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил».
Хотя это и художественная проза, но написан рассказ опытным натуралистом, охотником, зоологом во втором поколении и поэтому заслуживает внимания – это точно не пустая выдумка. Судя по поведению, медведь от издаваемого щепкой звука получает удовольствие. Вопрос «почему» достоверного ответа не имеет. Вероятно, причина в фундаментальных свойствах слухового анализатора. Слуховой анализатор человека изучен, судя по всему, лучше, чем слуховой анализатор медведя, при этом широко известно, что слух у диких животных заметно более тонкий, чем у человека. Вероятно, механизм получения удовольствия от звука связан со свойством базилярной мембраны внутреннего уха человека в ответ на получение извне звукового сигнала в виде одной конкретной частоты f (от генератора) достраивать к этой частоте полный спектр гармоник – 2f, 3f, 4f, 5f и т.д. Со времён Пифагора известно, что частоты звуков, звучащих приятно для слуха, относятся друг к другу как целые числа. Видимо, чем больше гармоник полученного извне звука совпадают с гармониками, возникающими при реакции на звук базилярной мембраны, тем больше ощущение консонанса. Видимо, у млекопитающих устройство слухового аппарата примерно одинаково – не только медведи, но собаки, кошки и даже коровы проявляют заметный интерес к звукам музыки, особенно той, которая звучит гармонично и не содержит большого количества диссонансов, например, классический Моцарт. Согласно В.П.Морозову, «выражение отрицательных эмоций, прежде всего гнева, реализуется дисгармоничностью обертонов голоса, а для положительных -- характерна гармоничность». Видимо, и в целом гармонический звук коррелирует с положительными эмоциями, и не только у человека. Щепка, будучи телом относительно правильной формы, колеблется с образованием ряда гармоник, чему и радуется медведь.
Человек всё же не медведь: повторив вслушивание несколько раз, начинаешь получать всё меньше и меньше удовольствия. Причин этому две: отсутствие новизны в каждый раз повторяемом звуке, во-первых (надоедает), а во-вторых в самом звуке струны слышно что-то неприятное и потому ещё сильнее надоедающее. Это «что-то» -- звук 7-й гармоники, диссонирующий с благостным мажором, создаваемым 3, 4, 5 и 6 гармониками. Чтобы преодолеть ощущение неудовольствия, вызываемое ею, приходится разрешать напряжение 4, 5, 6 и 7 гармоник ходом на кварту выше: c e g b ➛f. Возникает музыкальное движение, которое, раз начавшись, уже неостановимо, т.к. в спектре новой как бы устойчивой ноты точно так же содержится диссонирующая 7-я гармоника, и f a c eb ➛ b, и т.д. и т.д. Собственно, каким-то подобным образом и возникла музыка в нынешнем её понимании.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
11 января 2022 г. Разбор аккомпанемента песни Виктора Барке на стихи Федерико Гарсиа Лорки «Баллада морской воды» («Девушка с бронзовой грудью…») тональность Am с модуляциями в Hm, Dm и обратно в Am. Вступление и завершение – пассаж терциями.
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3266 Откуда: Москва
18 января 2022 г. Подготовка к микрофонной практике. Разминка, распевка, гитара по кругу. Некоторые тезисы из книги Е.А.Ножина «Мастерство устного выступления» (М.: Политиздат, 1982) применительно к исполнению песен. Цитируемая книга является пособием «для молодых лекторов, пропагандистов, агитаторов и докладчиков» советского времени. Это забавное обстоятельство не отменяет некоторых простых и представляющихся порой очевидными понятий и действий, присущих, видимо, любому устному выступлению. Схема 1.
Применительно к песне в схеме меняются действующее лицо и способ действия, но общая конфигурация остаётся:
Если принять тезис о том, что исполнение авторской песни есть форма разговора, то разговор со сцены представляет собой разговор одного со многими, -- но не со ВСЕМИ, а с КАЖДЫМ. Разговор всегда происходит при каких-то обстоятельствах и в каком-то конкретном месте – в схеме 1 совокупность места и прочих обстоятельств названа «обстановка». По К.С. Станиславскому, «предлагаемые обстоятельства» -- «это фабула пьесы, её факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актёрское и режиссёрское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актёрам принять во внимание при их творчестве». Исполнитель неминуемо должен учитывать предлагаемые обстоятельства «внутренние» -- обусловленные содержанием исполняемой песни – и «внешние» -- совокупность реалий места, где исполняется песня, и реалий времени, в которое это исполнение происходит. На схеме это выражается прямоугольником «обстановка», обхватывающим всё остальное. Обстановка накладывает на всю систему свои рамки. Фактор сцены накладывает свои ограничения и правила, подробно описанные Станиславским. В частности, для играющих спектакль «по системе» прямое общение с залом строго противопоказано. Пространство сцены отделяется от зрительного зала воображаемой «четвёртой стеной», и взгляд актёров должен упираться в эту стену, как бы рассматривая висящую на ней картину, рисунок обоев и т.п. Если в этой «четвёртой стене» есть окно, можно в него выглянуть и посмотреть на сад, которым окружён сценический дом, либо на другие предлагаемые спектаклем воображаемые реалии. Актёр на сцене общается с партнёрами, находящимися в этом замкнутом пространстве. Ю.Л. Лорес в своё время сформулировал главное отличие сценического существования АП: аудитория на концерте АП является не «публикой», «зрителем» и даже не «слушателем», а партнёром в прямом театральном смысле этого слова, и исполнитель общается с людьми в зале как с партнёрами. Согласно схеме 2, естественным образом существуют докоммуникативная и коммуникативная фазы выступления, иными словами, подготовка к выступлению и само выступление.
В докоммуникативной фазе выделяются две стадии. На первой стадии определение темы – «о чём будем петь» – и цели – «зачем будем петь» производятся параллельно с оценкой аудитории – «кому будем петь» -- и обстановки – «где будем петь». Определившись с «о чём, зачем, кому и где» переходим ко второй стадии, названной в схеме «кодирование». Подбор материалов = выбор репертуара. Композиционно-логическое оформление = последовательность песен, что говорим между песнями. Использование фактологического материала = связь песен с местом и временем. Работа над языком и стилем = все компоненты исполнительства: вокал, интонирование, посыл, гитара и пр.
Между докоммуникативной и коммуникативной фазами полезно всё-таки попробовать, что получается – в схеме 2 это названо «репетиция».
Коммуникативная фаза Произнесение речи – собственно исполнение песен. «Что выросло, то выросло». Вопросы и дискуссия обычно в выступлении не предусматриваются, хотя это очень полезные для коммуникации составляющие выступления. В сколь-либо продолжительном выступлении приветствуются записки из зала – об этом собравшимся надо сообщить и призвать их писать записки не только с заявками на исполнение вами той или иной песни, но и с вопросами на любые темы. Например, А.М. Городницкий обычно свои концерты строит преимущественно на основании получаемых из зала заявок, вопросов и т.п.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения