Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Пятница 27 Декабрь 2024 06:18:01 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Пятница 07 Октябрь 2022 01:47:55 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
4 октября состоялось первое занятие Второго класса Гитарной школы ЦАП.
После короткой разминки осуществили знакомство учащихся друг с другом (по "норвежской" системе).
Гитара по кругу -- спели по одной песне.
В качестве несложной песни, с целью легче разобраться в принятой в школе системе записи разобрали аккомпанемент песни Ирины Алфёровой на стихи Новеллы Матвеевой "Вот и осень приблизилась..."



_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Среда 12 Октябрь 2022 02:34:19 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
11 октября 2022 г. Второе занятие.
Разминка. Распевка силами Натальи Разгон.
Большая лекция об аккордах. (Аккорд -- это три или более звука, которые расположены или могут быть расположены по терциям.)
Зачем человечеству музыка и как она действует, до сих пор наукой не установлено.
В.С.Дашкевич: "Музыка -- это язык бессознательного".
В работе мозга выделяются две независимые подсистемы: сознание и бессознательное, часто называемое "подсознанием". Сознания мало, это "то, что вербализуется". Остального несопоставимо больше. Быстродействие "подсознания" не меньше чем на три порядка (1000х) больше, чем быстродействие сознания.
См. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс
Эндрю Бадсон "Исследователь предлагает новое объяснение сознания".
Происхождение семиступенных ладов от лиры Орфея. Музыкальные звуки и шумы. Гармоники. Слуховой анализатор человека подчиняется общим правилам колебания тела правильной формы. Долгие тысячелетия музыка была одноголосной. Трезвучия. Септаккорды как два одновременно звучащих трезвучия. Тоника, субдоминанта и доминанта. Раздаточный материал: Таблица видов трезвучий; Таблица видов септаккордов; Трезвучия на ступенях натурального до мажора; Септаккорды на ступенях натурального до мажора; Трезвучия на ступенях натурального ля минора; Трезвучия на ступенях гармонического ля минора.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Понедельник 31 Октябрь 2022 05:09:19 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
18 октября 2022 г. Разминка, распевка, гитара по кругу. Разбор аккомпанемента песни Сергея Никитина на стихи Олега Чухонцева «Зычный гудок», 4/4, тональность Am, модуляция в Cm.




_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Среда 09 Ноябрь 2022 01:56:10 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
25 октября 2022 г. Подготовка к микрофонной практике. Лекция об устройстве звукоусилительной системы в ЦАПе (в целом аналогично лекции 2007 г).



Схема звукоусиления в ЦАПе:

Изображение

Линейка регулировок каждого из восьми каналов микшерного пульта Xenyx2222:

Изображение

Сверху вниз:

MIC -- микрофонный вход, разъём XLR
LINE IN -- линейный вход, разъём джек 6,5 мм
LOW CUT -- кнопка, отрезающая все частоты ниже 75 Гц
Trim -- уровень предварительного усиления
EQ -- эквалайзер (4 ручки):
HIGH 12 kHz -- уровень высоких частот
MID -- уровень средних частот
FREQ -- выбор средней частоты ослабляемого/усиливаемого интервала средних частот (от 100 Гц до 8 кГц)
LOW -- уровень низких частот
AUX -- две ручки регулировки сигнала, поступающего на AUX SEND для отбора
AUX1
AUX2
PRE -- кнопка, отбирающая сигнал либо до фейдера (нажато), либо после фейдера (отжато)
3, FX -- регулировка уровня обработки ревербератора
PAN -- панорама, направление сигналя на левую колонку -- L, либо на правую колонку -- R, либо равномерно на левую и правую колонки -- посередине
MUTE -- отключение звука в канале
Большая клавиша-ползунок -- фейдер, регулировка уровня громкости в канале
Справа кнопки:
SOLO -- для прослушивания только этого канала (отключает остальные)
SUB -- направляет сигнал в подгруппу
MAIN -- направляет сигнал в основной выход


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Среда 09 Ноябрь 2022 01:57:55 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
1 ноября 2022 г. Микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 19 Ноябрь 2022 12:34:11 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
8 ноября 2022 г. Разминка,дыхательная гимнастика по А.С. Стрельниковой (12+1 упражнений).
Разбор аккомпанемента песни Вадима Мищука на стихи в переводе Юнны Мориц «Это осень». 4/4, Em (звучит как Ebm, т.к. гитары настроены на ½ т ниже).



Принципиальная схема пассажей терциями по 1 и 3 струнам в ми миноре. Сочетание в песне натурального и мелодического минора.


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 19 Ноябрь 2022 12:54:30 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
15 ноября 2022 г. Разбор «общеизвестной» песни Виктора Берковского и Мориса Синельникова на стихи Редьярда Киплинга в переводе Самуила Маршака «На далёкой Амазонке». Тональность Dm, размер 2/4. Обработка восходит к исполнению песни в ДК МГУ в 1970 г. квинтетом физфака МГУ под руководством Сергея Никитина, в котором принимал участие пианист Виктор Фридман (и контрабас). В.Фридман в начале играл в свободном темпе вступление, после первого куплета следовал гитарный проигрыш. Upd: а в последнем припеве В.Фридман играл на рояле чарльстон.



Запись того концерта найти пока не удалось, есть студийная запись квинтета (без Виктора Фридмана и с укороченным вдвое проигрышем):
http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/593_1256057315/amazonka_kvintet.mp3

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Понедельник 28 Ноябрь 2022 05:27:02 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
22 ноября 2022 г. был некоторый отток учащихся на концерт 90-летия Берковского в ДК МИСиС. В свете прочитанной накануне в 1-1,5 классах лекции об исполнительстве в АП (см. "О НЕКОТОРЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЁМАХ В РАБОТЕ НАД ПЕСНЕЙ" "свалились" в конкретный разбор конкретного исполнения песни Ольги Чикиной "Маша".
В контексте лекции вывешивались "лозунги": ЗАЧЕМ? КТО Я. ЧТО ХОЧУ СКАЗАТЬ. КАКИМ СПОСОБОМ. К КОМУ ОБРАЩАЮСЬ. РЕЗУЛЬТАТ.

ЗАЧЕМ? – вопрос общефилософский, сопряжён со «сверхзадачей» по Станиславскому. Зачем здесь и сейчас петь эту самую песню? Зачем вообще песни? Чего хотим достичь?

Применяли «пятичленку» из теории коммуникации Г.Лассуэлла ("Who says what in which channel to whom with what effects ?") к конкретному исполнению конкретной песни.

КТО Я – от чьего лица поётся песня, кто ты в этой песне

ЧТО ХОЧУ СКАЗАТЬ – у поющего должны быть приняты все решения относительно всех «непоняток», встречающихся в тексте, иначе бессознательное скорее всего прореагирует на непонятое исполнителем посредством невнятной интонации. Весь предметный ряд должен быть предельно конкретным, его необходимо уложить в «ленту видений» по Станиславскому.

КАКИМ СПОСОБОМ – голос, гитара, подача, немножко мимики…

К КОМУ ОБРАЩАЮСЬ – делится на «лирического адресата» -- Машу в данной песне – и слушателей здесь и сейчас.

РЕЗУЛЬТАТ – удалось ли выявить сверхзадачу.

(Пунктуация по тексту книги Ольги Чикиной "Прочие штуки", М.: 2014, с.168.)


Не гляди ты, Маша, с укоризной.
Преамбула: лир.адресат (ЛА) глядит на лир.героя (ЛГ) «с укоризной». Мы ещё не знаем ни ту, ни другого (другую? Ведь поёт «девочка»), а «укоризна» уже есть. Значит, до начала песни уже имели место быть некие взаимодействия ЛГ и ЛА, результатом которых явилась «укоризна» во взгляде ЛА на ЛГ. Чем проштрафился? (Отметим в скобках, что в звуке присутствует инвективное «сука»: «Не гляди ты, Маша, сука, ризной». А что? «Сука» вполне себе слово из поэтического словаря Чикиной. Почему ЛГ ругается, это другой вопрос.)

Я такой хороший человек.
Смелое, но позитивное заявление ЛГ. Пока не ясно, хорош ли ЛГ-говорящий на самом деле.

У меня так много в этой жизни
Городов, лесов, полей и рек.
Появляется скрытая цитата из песни «Широка страна моя родная, / Много в ней лесов, морей и рек. / Я другой такой страны не знаю, / Где так вольно дышит человек» (написана Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк» (1936).)

У меня папашины пластинки.
Пластинки, судя по контексту, «граммофонные», с музыкальными записями. См «Шостакович» в следующем куплете – т.е. классические записи наличествуют.

У меня Кутузов на коне.
Кутузов – однозначно полководец Михаил Илларионвич. В каком виде он имеется у ЛГ, в общем не важно: литография/репродукция картины на стене, статуэтка или образ из прочитанной ЛГ «Войны и мира» -- подходит любой. Репродукцию проще представить зрительно. В чём-то «Кутузов на коне» синонимичен патриотизму.

У меня бумажные снежинки
На твоём заклеенном окне.
Снежинки на окне «на твоём», т.е на Машином. Окно заклеено, во-первых, снежинками – так часто делают на Новый год. Во вторых, окно может быть заклеенным на зиму и потому «никогда» (в рассматриваемом жизненном отрезке) не открывается. Снежинки представляются ЛГ «моими», т.к. они входят во множество всего «в этой жизни», они «у меня», а не у Маши, на окне которой они наклеены (и наклеены, вероятно, той же Машей).

А твоё заклеено окошко.
Как выяснится позже, дело происходит весной, где-то в конце апреля, видимо. А окошко, заклеенное на зиму, остаётся заклеенным, и снежинки с окна никто не снимает.

А ещё, родная, у меня
ЛГ обращается к Маше «родная» -- свидетельство то ли реальных, то ли воображаемых близких отношений ЛГ и ЛА.

Космонавты, девушки и кошки.
При всём богатстве воображения не могу представить перечисленных иначе чем в виде фотографий/постеров/вырезок из журналов, развешанных на стене в комнате ЛГ, из которой он разглядывает Машино заклеенное окно.

И цветы для Вечного огня.
Ещё один патриотический символ в лексиконе ЛГ.

У меня манишка кружевная.
Ничего себе! Кружевная манишка! Да мальчик ли это? Уж не девочка ли? Хотя «манишка» -- предмет одежды всё-таки мужской, этакое приложение к фраку, то, что у фрачника на груди… Трудно представить себе ЛГ в провинциальном, судя по всему, дворе, во фраке. Разве что ЛГ музыкант…

Шостакович, лётчики, весна.
Ага! Шостакович имеется у ЛГ! С одной стороны, Шостакович вполне может входить в «папашины пластинки», но с другой – легко монтируется с кружевной манишкой, следующим из манишки фраком, следующим из фрака симфоническим оркестром. Видимо, ЛГ всё же музыкант. «Лётчики» и «весна» вполне могут оказаться отсылками к ещё двум советским фильмам, наряду с «Цирком» -- «Сердца четырёх» про лётчиков и «Весна».

Широка страна моя родная.
Очень широка моя страна.
ЛГ говорит это без всякой иронии. Действительно, окружающая ЛГ действительность содержит много всего, он вполне удовлетворён имеющейся широтой его родной страны.

Я плыву с работы -- как по морю.
Да, вполне себе взрослый, работающий дяденька. Ходит на работу и «плывёт» с работы довольно поздним весенним вечером. Почему «плывёт»? Возможны разные трактовки от весенних луж во дворе до возвышенного настроения возвращающегося с концерта музыканта.

Я гляжу -- в ночное серебро.
И в моём космическом просторе
Есть Луна над маленьким двором,
Возвышенное состояние ЛГ, взгляд в поздневечернее небо. Ранее уже были вырезанные из журнала «космонавты». Двор, кстати, маленький.

Где поют качели под Наташкой.
Синяки играют в домино.
И она - твоя пятиэтажка.
Вполне типичное описание вполне типичного провинциального двора в районе массовой застройки «хрущёвскими пятиэтажками». По моим наблюдениям, встречаются повсеместно от Владивостока до Запорожья. Ощущение от такого двора всегда одно и то же – «где-то в России».

А твоё заклеено окно.
ЛГ явно недоволен заклеенностью Машиного окна. Ему бы хотелось, чтобы окно распахнулось навстречу широкому заоконному миру…

У тебя цветастые дорожки.
У тебя ромашки на окне.
Пристрастный ЛГ разглядывает через «заклеенное окно» убранство комнаты, вполне провинциальное и характерное.

А меня не видно из окошка.
Почему-то из Машиного окна ЛГ не просматривается. Возможный вариант: две пятиэтажки напротив, Маша живёт на первом этаже, ЛГ на втором этаже в доме напротив (ср. «Наши окна друг на друга / Смотрят вечером и днём). Сверху вниз видны цветастые дорожки и ромашки на окне, снизу вверх ничего кроме потолка не просматривается.

Что ты, Маша, знаешь обо мне?
Действительно, соседи по двору могут десятилетиями так и не познакомиться.

Что ты помнишь, милая, и знаешь
У глухого этого окна?
Что-то было раньше, что-то Маша должна была бы помнить, но, судя по всему, не помнит. Кругозор Маши ограничен пространством квартиры/комнаты и двора, видного из окошка.

Широка страна моя. Родная,
ЛГ опять констатирует широту его жизненного пространства, и опять обращается к Маше с интимным «родная».

Так ли широка твоя страна?
ЛГ недоволен узостью Машиного кругозора. Вопрос, судя по контексту, вполне риторический, ответа не требующий.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 17 Декабрь 2022 01:54:47 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
29 ноября 2022 г. Занятие посвящено основам ритмики.
РИТМ. МЕТР. ТАКТ. РАЗМЕР
АП – искусство традиционно изустное. Нотами большинство авторов свои произведения не записывает, поэтому обычной практикой в АП является нотная запись по фонограмме авторского исполнения, так называемая расшифровка. Опыт показывает, что больше всего ошибок расшифровщики допускают при записи ритма (со звуковысотностью справляются как правило более-менее успешно).
Само понятие «ритм» не имеет однозначного общепринятого определения. В дискурсе конкурируют две точки зрения:
1. Ритм – равномерное чередование каких-либо элементов, равно во времени или в пространстве.
2. Ритм, в отличие от метра, -- конкретное соотношение разных по длительности звуков в том или ином отрезке музыкального произведения.
Учебники элементарной теории музыки начинают рассмотрение ритмики с объяснения принципов нотной записи ритма (во втором смысле) с помощью нотных длительностей (целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая и т.д.). По-видимому, рациональнее начинать с общих принципов ритмической организации музыки.
Музыка - искусство временнОе, разворачивающееся во времени. На всех уровнях -- от физических свойств музыкального звука до исторического развития музыкальных форм -- в музыке просматривается принцип периодичности. Наиболее соприродным человеку масштабом времени оказывается масштаб от (примерно) 1/16 секунды до примерно 20 секунд -- это масштаб, при соблюдении которого сознание успевает различить последовательно сменяющие друг друга музыкальные события и, с другой стороны, не успевает «забыть» последовательность только что произошедших событий на фоне непрерывно происходящих новых событий (в кратковременной (активной) памяти информация хранится около 20 секунд). Именно к этому временнОму масштабу относится периодическая ритмическая организация музыки как таковой.
При нотной расшифровке первое, что необходимо определить – это метр, т.е. необходимо определить, как организован в записываемом произведении отсчёт музыкального времени. Для музыкального времени характерна более или менее равномерная пульсация звуков. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями – на такую долю хочется хлопнуть в ладоши. Такие ударения называются акцентами.
Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени и называется метром.
Акценты, применяемые для образования метра, называются метрическими акцентами.
Акцентируемые и неакцентируемые равнодлительные ритмические единицы времени, образующие метр, называются метрическими долями.
Метрические акценты большей частью правильно периодичны, т. е. повторяются через одинаковое количество долей, например, через одну, через две и т. п.
Опора музыки на метр имеет в качестве первоосновы простейшие более-менее равномерные ритмы в жизни человека: стук сердца (пульс, систола-диастола), дыхание (вдох-выдох), ходьба (левой-правой) и т.п. Все эти ритмы состоят из двух долей, и двудольные метры основываются на них. Трёхдольные ритмы – это уже танец, типа что там было на заре человечества прообразом вальса и мазурки. При попытке считать в этих ритмах возникает необходимость с чего-то начать и считать либо по две, либо по три доли по типу «раз, два» или «раз, два, три». Доля, приходящаяся на «раз», должна быть как-то выделена – и на ней возникает ударение, акцент. Историческое развитие музыки приводит к появлению более сложных метрических структур, которые , однако, в качестве составных частей имеют всё те же двух- или трёх дольные.
Тактом называется отрезок музыкального времени, начинающийся с сильной доли и заканчивающийся строго перед следующей сильной долей. Внутри тактов в сложных метрах наряду со слабыми долями выделяются относительно сильные доли – акцент на них слабее, чем на собственно сильных долях.
Размером называется запись метрической структуры такта с помощью длительностей. Верхняя цифра обозначает количество метрических долей в такте, нижняя – ту или иную длительность, выбранную для обозначения метрических долей (т.е. какими именно длительностями мы ведём метрический счёт).
Таблица «Простые и сложные метры и размеры (по И.В. Способину)».

Для счёта метра разработана система дирижирования взмахами руки.
Таблица «Схемы дирижирования в разных размерах (по И.В. Способину)»
Изображение

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 31 Декабрь 2022 04:29:17 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
6 декабря 2022 г. Микрофонная практика с видеозаписью.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 31 Декабрь 2022 04:29:55 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
13 декабря 2022 г. Просмотр видеозаписей микрофонной практики от 6 декабря с анализом происходящего.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 31 Декабрь 2022 04:30:17 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
20 декабря 2022 г. По болезни А.Костромина занятие вела Татьяна Сас в режиме творческой мастерской.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Суббота 31 Декабрь 2022 04:32:50 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
27 декабря 2022 г. Предновогоднее занятие. Гитара по кругу. Разбор аккомпанемента песни Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева «Письмо» с опорой на ноты из Тетради 3 Избранных песен Сергея Никитина (М.: ГЦАП, 2022, муз. редактор А.Костромин).






_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Март 2023 10:00:03 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Занятие 10 января 2023. Подготовка к микрофонной практике.
Говорили о гитарном звуке в свете статьи Терри Ашера "Звук и его тоновые оттенки"

Для работы над левой рукой хорошо себя зарекомендовал этюд 1 Эмилио Пухоля:

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Март 2023 10:01:23 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
17 января 2023. Микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Понедельник 06 Март 2023 10:38:42 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
24 января 2023 Начало разбора аккомпанемента песни Виктора Луферова «Музыкант» («В колодезный квадрат двора…»
31 января 2023 Продолжение разбора аккомпанемента песни Виктора Луферова «Музыкант» («В колодезный квадрат двора…»
7 февраля 2023 Завершение разбора аккомпанемента песни Виктора Луферова «Музыкант» («В колодезный квадрат двора…».





http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/5239_1678130196/ballada%20o%20muzykante.mp3


Большие трудности вызвал разбор нот "Музыканта", записанных автором. Многое не подтвердилось. Публикуемые ноты в бОльшей степени коррелируют с фонограммами и видеозаписями:


Предварительный подход к песне Виктора Луферова «Жёлтый кенар».



Постановка правой руки по Луферову.
Изображение

Большой палец выдвинут по направлению к грифу. Остальные пальцы существенно подогнуты.
Изображение

Большой палец лежит на басовой струне параллельно ей с целью обеспечивать стаккато.
Одновременное исполнение баса и удара по верхним струнам. При минимуме аккордов максимум техничности.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Пятница 26 Май 2023 01:33:55 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Занятие 14 февраля 2023 г. Подготовка к микрофонной практике. Взаимоотношения Фигуры и Фона.

Ещё во втором десятилетии ХХ века во вновь создаваемом в психологии направлении -- гештальт-психологии – при анализе восприятия было показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.
Вот одна из характерных картинок, при рассматривании которой важен выбор -- что считать фоном, а что фигурой:

Изображение

Изображение

«Обнаружилось, что если испытуемый осознает оба значения изображения, то — независимо от своего желания — он начинает видеть то один, то другой аспект рисунка, но никогда оба вместе. Так, на известном рисунке Э. Рубина «лица — ваза» человек видит попеременно или лица, или вазу, но не способен увидеть лица и вазу одновременно». Сознание проявляет признаки ОДНОКАНАЛЬНОСТИ – то есть способность единовременно решать одну и только одну задачу. (Этот феномен обнаруживается также психолингвистами при решении текстовых задач: читать и писать, слушать и говорить человек способен только последовательно и никогда одновременно.)
Позднейшие работы психологов выявили, что эффект «фигура на фоне» характерен для восприятия вообще чего-либо и не только человеком.
«Здоровый организм взаимодействует с внешней средой, устанавливая контактную границу (меру, степень, допустимость) в соответствии с доминирующей потребностью, то есть выделяет «фигуру» в среде. После удовлетворения главной потребности – завершения гештальта – фигура уходит в «фон». Контакт с внешней средой так и осуществляется посредством ритмичного формирования «фигуры и фона», путем смены доминирующей потребности и переструктурирования иерархии потребностей личности». (Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, Фигура и фон -- это... Что такое Фигура и фон? (academic.ru)).
Психолог В.Аллахвердов в книге «Сознание как парадокс» убедительно показывает, что эффект «фигура на фоне» является базовым свойством воспринимающего сознания. «Всё, что человек осознаёт, он осознаёт как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него осознание фигуры невозможно».

Изображение

Обилие равнозначимых мелких деталей делает картинку практически невоспринимаемой. В лучшем случае каждый найдёт в ней что-нибудь своё, т.е. тем или иным образом выделит из этого «фона» некоторые «фигуры» -- последовательно, по одной – и общий результат будет разным у разных людей:

Изображение

При обилии равнозначимых мелких деталей поиск фигуры превращается в подобие загадочной картинки «Найди зайца»:

Изображение

Выделение фигуры на фоне является, в частности, совершенно обыденным делом в устной речи – смысловые ударения выделяют в любой фразе то главное, о чём говорящий хочет сказать. Полностью лишённые акцентировки и интонирования слова перестают восприниматься в качестве осмысленного высказывания, превращаясь в аморфный звуковой фон (ср. хрестоматийное «казнить нельзя помиловать»).

«Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному».
В качестве примера приведём снова плоскостное изображение:

Изображение

Изображение

Всякая фигура выделяется на фоне по принципу противопоставления фигуры фону: сознание вычленяет, чем именно фигура отличается от фона. Уместно вспомнить, что «быть – значит быть противопоставленным чему-либо». При этом работает закон контраста: отличия фигуры от фона должны быть очевидными. Слияние фигуры с фоном проиллюстрируем последовательностью картинок, на которых с помощью Фотошопа последовательно ослаблялся уровень контрастности:

Изображение

Исходная картинка.

Изображение

Уровень контрастности ослаблен в два раза.

Изображение

Уровень контрастности ослаблен в три раза.

Изображение

Уровень контрастности ослаблен в четыре раза.

Изображение]

Уровень контрастности ослаблен в пять раз.

Изображение

Уровень контрастности ослаблен в шесть раз. Фигура и фон практически неразличимы. Фигура слилась с фоном.

При исполнении песни разумно попытаться решить для себя, что в тексте будет являться «фигурой», а что «фоном».
Песня, в отличие от картинки, длится во времени и состоит из последовательно произносимых фраз, в каждой из которых также есть то главное, ради чего эта фраза произносится – «фигура» -- и все остальные слова – «фон» (не забываем про закон контраста). В результате исполнения паззл должен сложиться в целостную картинку. (Здесь прямая аналогия со сложением последовательности локальных действий в сквозное действие, ведущее к сверхзадаче по «системе Станиславского».)
Однако не следует забывать о влиянии «фона» на «фигуру» – «фон» должен помогать «фигуре» быть правильно воспринятой.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Пятница 26 Май 2023 01:36:51 AM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
21 февраля 2023. Микрофонная практика.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Вторник 30 Май 2023 05:59:52 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
28 февраля 2023 Разбор аккомпанемента песни Александра Ястребова на стихи Николая Гумилёва «Капитаны». Размер 8/8 перебором и боем.

http://www.ksp-msk.ru/uploads/files/5250_1678654771/AlexanderJastrebovKapitany.mp3


_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятия в сезоне 2022-2023
СообщениеДобавлено: Вторник 30 Май 2023 06:12:39 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
7 марта 2023 Разбор аккомпанемента песни Виктора Берковского на стихи Дмитрия Сухарева «Синее море».



В качестве возможных источников цитаты «Синее море, белый пароход» «Корпус русского языка» называет роман И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок» (1931) и рассказ И.Бунина «Чаша жизни» (1913). Причём И.Бунин цитирует «Синее море, белый пароход» как строку из песни.
В "А русские солдатики убитые лежат..." (livejournal.com) нашлось:
"...Синее море, белый пароход,
Сяду, поеду на Дальний Восток --
На Дальнем Востоке - пушки гремят
Русские солдатики убитые лежат.

Мама будет плакать, слезы проливать,
А папа поедет на фронт воевать.
Там на Дальнем Востоке - пушки гремят
Там русские солдатики убитые лежат.."

Не весело. И вспомнилось... Это давняя, видать, времён русско-японской войны ещё, детская (?) песня, исполняемая на мотив "ехал на ярмарку ухарь-купец...". Куплетик из неё я запомнил по раннему "колыбельному" детству - от своей мамы, а она говорила, что узнала от своей - моей бабушки, некогда томской гимназистки".

В комментариях Ю.П.Щеглова к роману И.Ильфа и Е.Петрова "Золотой телёнок" читаем:
"20.— Что там внутри? — спросил любопытный Паниковский. — О! — сказал Остап.— Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход...—
«Там внутри» — русское название пьесы М. Метерлинка «Interieur», шедшей до революции во МХТ, а также стихотворения Саши Черного (1909).
«Голубой экспресс» — фильм с авантюрным сюжетом на тему китайской революции (реж. И. Трауберг, Совкино, 1929). О долгой популярности этой ленты свидетельствует Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной»; ею увлекаются подростки и взрослые еще в конце 30-х гг. [Дружба народов, 01.1976, 91, Сов. худ. фильмы, т. 1, 318].
«Синее море, белый пароход» — из старой воровской и тюремной песни «Погиб я мальчишка, погиб навсегда...»: Черное море, белый пароход,/Мы полетим на дальний восток.../Прощай, город Одесса, одесский карантин,/Нас отправляют на остров Сахалин - [Полн. сборник либретто для граммофона, ч. 2, 197; Куприн. Киевские типы: «Вор»]. С соответственным изменением содержания песня эта получила распространение во время русско-японской войны. Слова о «синем море и белом пароходе» перешли в частушки [см. Частушка, 577]. В «Чаше жизни» И. Бунина песню с этими словами поет бродячий музыкант-серб: «Стуча в бубен, он тоскливо-страстно пел... о родине. Он думал о ней, далекой, знойной, рассказывал Стрелецку, что есть где-то серые каменистые горы, «синее море, белый пароход»…» (гл.5)
И. Ильф. Е. Петров «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК» Роман. Юрий Константинович Щеглов КОММЕНТАРИИ К РОМАНУ «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК». М.: Издательство «ПАНОРАМА», 1995

№ 2-22102. А. Прокофьев. Тенор.
ПОГИБ Я МАЛЬЧИШКА. Арестантская песня.

3акован я цепями и в замке я сижу,
Напрасно, напрасно на волю я гляжу.
Погиб я, мальчишка, погиб навсегда,
А год за годами проходят лета. 2 раза.

Сижу я в темнице, сижу я в сырой,
Ко мне вдруг подходит солдат часовой.
Поги6 я, мальчишка ... и т. д.

Серая свита и бубновый туз,
Голова обрита, серый картуз.
Погиб я, мальчишка ... и т. д.

Две пары портянок, пара котов,
Кандалы надеты я в Сибирь готов.
Погиб я, мальчишка... и т. д.

Черное море, белый пароход,
Мы полетим на дальний восток.
Погиб я, мальчишка ... и т. д.

Прощай, город Одесса, Одесский карантин.
Нас отправляют на остров Сахалин.
Погиб я, мальчишка. и т. д.

Полный сборник либретто для граммофона, ч. 2, с.197 – СПб.: Издание акционерного об-ва «Граммофон и пишущая машина», 1904. – (Дозволено цензурою, Спб. 4 декабря 1904 г.)

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005