Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Форум

ЦАП

Клуб Самодеятельной Песни
Текущее время: Пятница 27 Декабрь 2024 06:17:52 AM

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Среда 21 Ноябрь 2012 11:06:08 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Прошло очередное занятие во втором классе, в двух частях.
Часть 1. Посвящена понятию «нормативных» постановки гитары, левой и правой рук и «нормативному» звукоизвлечению.
Классическая «классическая посадка» гитариста, хотя и не идеальна с точки зрения эргономики процесса, однако является одним из наиболее близких к идеалу приближений. Лучше «классической посадки», при которой левая нога ставится на скамеечку, высота которой регулируется в соответствии с пропорциями гитариста, является, видимо, только вариант, которым пользуется, например, Кирилл Модестов. В этом случае положение гитары относительно гитариста устанавливается с помощью специальной скобы-дуги-подставки (придуманной сравнительно недавно), которая двумя присосками крепится к обечайке гитары, а выемкой своей кладётся на ровно стоящее левое колено гитариста. Необходимый угол наклона также имеет некоторую регулировку.
Задачи, решаемые при «классической посадке»:
1. Верхний порожек гитары, а с ним и первый лад, должен оказаться напротив левого плеча гитариста: именно к плечу направлено наиболее естественное движение при сгибании приподнятой левой руки. При таком расположении грифа 1, 2, 3 и 4 пальцы левой руки как бы опираются на струны, оказывая на них некоторое давление, а большой палец прикасается к грифу сзади-снизу, обеспечивая опору грифу с тем, чтобы он под действием силы тяжести не наклонялся к земле. Большой палец может совершенно не участвовать в процессе прижимания струн к ладам 1-4 пальцами. Для иллюстрации предлагается просунуть большой палец левой руки между указательным и средним (положение фиги) и в таком положении взять аккорд Am – совершенно исключив участие большого пальца в прижиманни струн к ладам. При некотором навыке удается играть аккомпанемент простых двух-трёхаккордных песен («Это школа Соломона Пляра», «Один солдат на свете жил…» и т.п) не прекращая показывать фигу левой рукой.
2. Правая рука должна принять положение, оптимальное для нормативного извлечения звука. За нормативное извлечение звука принимается извлечение звука приёмом apoiando (апояндо), т.е. «опираясь». При этом кончик пальца, фаланги которого расположены перпендикулярно длине струны, нажимает на струну и, соскользнув с неё, упирается в соседнюю струну (опираясь на неё). «Нормативность» такого способа обосновывается практикой, т.к. при этом струна издаёт наиболее чистый и громкий звук.
3. Физические обоснования «нормативности» апойяндо таковы.
Колебание струны имеет сложную форму, и наряду с рассмотренными на прошлых занятиях колебаниями центра тяжести струны и центров тяжести её кратных частей, в суммарном колебании принимают участие еще колебания струны вдоль продольной оси (струна растягивается при каждом максимуме отклонения центра тяжести и сжимается обратно при возвращении в исходное положение) и, главное, крутильные колебания центра тяжести струны. В начальный момент звукоизвлечения струна была выведена из состояния равновесия, т.е. оттянута в некотором направлении. Начальное, первое после соприкосновения с пальцем движение-колебание струны происходит в плоскости, ориентированной в том направлении, в которое струна была оттянута. При дальнейших колебаниях плоскость, в которой происходят колебания струны, начинает вращаться. Графически колебания центра тяжести струны при этом образуют некоторый эллипс, большая ось которого расположена в плоскости того первичного направления, в котром струна была оттянута. Поскольку струна колеблется в непосредственной близости от ладов-порожков, при достаточной амплитуде она может задевать за них. Чтобы минимизировать эту проблему, необходимо, чтобы большая ось эллипса вращения струны располагалась параллельно плоскости ладов. Для этого и первичное отклонение струны надо производить в этом же направлении, параллельно плоскости ладов, т.е. именно в направлении на соседнюю струну.
4. Для правильного положения пальцев правая рука должна опираться предплечьем на угол, образуемый верхней декой и обечайкой в области наибольшей ширины корпуса гитары. Конкретное положение сильно зависит от относительных размеров руки и гитары. Итогом должно стать положение расслабленной кисти правой руки, при котором пальцы располагаются параллельно ладам, при этом указательный палец находится на линии границы резонаторного отверстия. Параллельность пальцев ладам регулируется бОльшим иил меньшим углом наклона гитары, т.е. более высоким или низким положением головки грифа.
5. Пальцы левой руки располагаются на ладах: 1 на I ладу, 2 на II, 3 на III, 4 на IV. Такое положение пальцев на ладах называется «позиция». В зависимости от номера лада, на котором при этом оказывается 1 палец (указательный), позиции называются «первая», «вторая», «третья» и т.д. и обозначаются I---- , II-----, III---- и т.д.
6. Упражнение для ежедневной тренировки гитариста – хроматическая гамма объёмом в три октавы.
Часть 2. Педагогический репертуар подобран специально по контрасту с классической постановкой гитары и рук и посвящён попытке решения вопроса о технике аккомпанемента Ю.Визбора. Считается, что Визбор на гитаре играл посредственно. Однако при этом лично мне не известен ни один действующий гитарист, который адекватно воспроизводил бы один из гитарных приёмов Визбора, которым он аккомпанирует песни «Полоцк», «Рассказ ветерана»,«Осенние дожди» и ряд других. При этом на фонограммах отчётливо слышно, как после удара большим пальцем по всем струнам с заглушкой звучит характерный шелест струн. Именно этот шелест никто из известных мне исполнителей песен Визбора не воспроизводит. Ближе всех к Визбору по звучанию оказался Глеб Агафонов, «снежный барс» из Иркутска, известный по песне «Последний теплоход по Ангаре» на Ю.Левитанского. Агафонов воспроизводит «шелест», играя всё большим пальцем правой руки. Однако при этом первый акцентированный удар по всем струнам звучит несколько смазано и без заглушки. Видимо, Визбор «шелестит» не большим пальцем. Чем именно – достоверно не известно, кино- видео-записи этого приёма мне неизвестны.
В качестве предварительного подхода к проблеме «шелеста» прошли песню с применением подобного приёма, техника которого мне достоверно известна: В.Бережков «Песня о слепом музыканте» («Я совершенно слепой старик…»),тональность Am, размер 12/8. В этой песне «шелест» производит распрямлённый средний палец m, на который сверху для весу положены указательный i и безымянный a. Палец плашмя лежит на струнах под некоторым углом к ним. При перемещении ладони вверх-вниз (шестнадцатыми) палец трётся о струны (подобно тому, как это делает колесо в колёсной лире), издавая характерный шелестящий звук. Большой палец при этом наносит удары по деке в своём ритме.
Из песен Визбора с этим приёмом прошли песню «Осенние дожди» («Видно, нечего нам больше скрывать…»),тональность Hm, размер 2/4. В нашей версии «шелест» издаётся пальцем m аналогично предыдущей песне. Акцентированные удары с заглушкой на первую долю такта наносятся большим пальцем.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Среда 21 Ноябрь 2012 11:30:32 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Вот как выглядит в записи приём правой руки в песне В.Бережкова:
Изображение
На занятии я настаивал на такой версии записи приёма правой руки в песне Ю.Визбора:
Изображение
Хотя совершенно не исключён и вот такой вариант:
Изображение
Выбор определяется по способу звукоизвлечения, т.е. чем именно Визбор "шелестит". После акцентированного удара большого пальца кисть оказывается ниже струн, для следующего удара в первом варианте кисти всё равно надо возвращаться в верхне положение. При "бережковском" способе шелеста скорее всего вторая шестнадцатая прозвучит, т.е запись по второму варианту.

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Четверг 22 Ноябрь 2012 02:20:56 AM 
Не в сети
Педагог гитарной школы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 08 Октябрь 2009 07:58:20 AM
Сообщения: 192
А Клячкин не то же самое играл, здесь:
и здесь:
?

_________________
Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Четверг 22 Ноябрь 2012 03:08:52 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Pipopolam писал(а):
А Клячкин не то же самое играл, здесь:
и здесь:
?

Нет, и то, и другое у Клячкина -- обычный бой. Причём первый пример -- бой с чередованием ударов большим и указательным, а второй -- бой одним большим пальцем. Сравните с "шелестом" у Визбора:

http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=Визбор_Ю.
конкретно на этой странице "Осенние дожди" ("Видно, нечего нам больше скрывать...") -- не удалось правильно прописать ссылку на файл с бард.ру :(

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Пятница 23 Ноябрь 2012 11:55:37 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
О постановке правой руки почитать:
А.Гитман. Правая рука

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Суббота 12 Март 2016 05:09:43 PM 
Не в сети
Педагог гитарной школы
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Четверг 08 Октябрь 2009 07:58:20 AM
Сообщения: 192
Александр Костромин писал(а):
Видимо, Визбор «шелестит» не большим пальцем. Чем именно – достоверно не известно, кино- видео-записи этого приёма мне неизвестны.

Вот она, "тайна" визборовского шелеста:


Визбор шелестит именно большим пальцем.

_________________
Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Занятие 20 ноября 2012 г.
СообщениеДобавлено: Суббота 12 Март 2016 11:15:08 PM 
Не в сети
Обладатель черного пояса по КСП
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM
Сообщения: 3266
Откуда: Москва
Pipopolam писал(а):
Александр Костромин писал(а):
Видимо, Визбор «шелестит» не большим пальцем. Чем именно – достоверно не известно, кино- видео-записи этого приёма мне неизвестны.

Вот она, "тайна" визборовского шелеста:


Визбор шелестит именно большим пальцем.

Ну наконец-то! Гениально! Спасибо, Лёша! и Ютубу спасибо!
Теперь только записать стрелочками подробно и -- тренироваться, тренироваться, тренироваться...
ЗЫ: Действительно, наблюдения показали, что по звуку "шуршандо" большим пальцем лучше других способов совпадает со звуком Визбора (см. Глеба Агафонова или Валеру Чечета, например). Но сомнения оставались. Сейчас имеем документ. Есть, однако, фонограммы, когда непонятно, как Визбору это удаётся -- попробуем разобраться исходя из вновь открывшихся обстоятельств :)

_________________
Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group Color scheme by ColorizeIt!
Русская поддержка phpBB
[администрирование]
По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005