Прошло очередное занятие во втором классе, в двух частях.
Часть 1. Посвящена понятию «нормативных» постановки гитары, левой и правой рук и «нормативному» звукоизвлечению.
Классическая «классическая посадка» гитариста, хотя и не идеальна с точки зрения эргономики процесса, однако является одним из наиболее близких к идеалу приближений. Лучше «классической посадки», при которой левая нога ставится на скамеечку, высота которой регулируется в соответствии с пропорциями гитариста, является, видимо, только вариант, которым пользуется, например, Кирилл Модестов. В этом случае положение гитары относительно гитариста устанавливается с помощью специальной скобы-дуги-подставки (придуманной сравнительно недавно), которая двумя присосками крепится к обечайке гитары, а выемкой своей кладётся на ровно стоящее левое колено гитариста. Необходимый угол наклона также имеет некоторую регулировку.
Задачи, решаемые при «классической посадке»:
1. Верхний порожек гитары, а с ним и первый лад, должен оказаться напротив левого плеча гитариста: именно к плечу направлено наиболее естественное движение при сгибании приподнятой левой руки. При таком расположении грифа 1, 2, 3 и 4 пальцы левой руки как бы опираются на струны, оказывая на них некоторое давление, а большой палец прикасается к грифу сзади-снизу, обеспечивая опору грифу с тем, чтобы он под действием силы тяжести не наклонялся к земле. Большой палец может совершенно не участвовать в процессе прижимания струн к ладам 1-4 пальцами. Для иллюстрации предлагается просунуть большой палец левой руки между указательным и средним (положение фиги) и в таком положении взять аккорд Am – совершенно исключив участие большого пальца в прижиманни струн к ладам. При некотором навыке удается играть аккомпанемент простых двух-трёхаккордных песен («Это школа Соломона Пляра», «Один солдат на свете жил…» и т.п) не прекращая показывать фигу левой рукой.
2. Правая рука должна принять положение, оптимальное для нормативного извлечения звука. За нормативное извлечение звука принимается извлечение звука приёмом apoiando (апояндо), т.е. «опираясь». При этом кончик пальца, фаланги которого расположены перпендикулярно длине струны, нажимает на струну и, соскользнув с неё, упирается в соседнюю струну (опираясь на неё). «Нормативность» такого способа обосновывается практикой, т.к. при этом струна издаёт наиболее чистый и громкий звук.
3. Физические обоснования «нормативности» апойяндо таковы.
Колебание струны имеет сложную форму, и наряду с рассмотренными на прошлых занятиях колебаниями центра тяжести струны и центров тяжести её кратных частей, в суммарном колебании принимают участие еще колебания струны вдоль продольной оси (струна растягивается при каждом максимуме отклонения центра тяжести и сжимается обратно при возвращении в исходное положение) и, главное, крутильные колебания центра тяжести струны. В начальный момент звукоизвлечения струна была выведена из состояния равновесия, т.е. оттянута в некотором направлении. Начальное, первое после соприкосновения с пальцем движение-колебание струны происходит в плоскости, ориентированной в том направлении, в которое струна была оттянута. При дальнейших колебаниях плоскость, в которой происходят колебания струны, начинает вращаться. Графически колебания центра тяжести струны при этом образуют некоторый эллипс, большая ось которого расположена в плоскости того первичного направления, в котром струна была оттянута. Поскольку струна колеблется в непосредственной близости от ладов-порожков, при достаточной амплитуде она может задевать за них. Чтобы минимизировать эту проблему, необходимо, чтобы большая ось эллипса вращения струны располагалась параллельно плоскости ладов. Для этого и первичное отклонение струны надо производить в этом же направлении, параллельно плоскости ладов, т.е. именно в направлении на соседнюю струну.
4. Для правильного положения пальцев правая рука должна опираться предплечьем на угол, образуемый верхней декой и обечайкой в области наибольшей ширины корпуса гитары. Конкретное положение сильно зависит от относительных размеров руки и гитары. Итогом должно стать положение расслабленной кисти правой руки, при котором пальцы располагаются параллельно ладам, при этом указательный палец находится на линии границы резонаторного отверстия. Параллельность пальцев ладам регулируется бОльшим иил меньшим углом наклона гитары, т.е. более высоким или низким положением головки грифа.
5. Пальцы левой руки располагаются на ладах: 1 на I ладу, 2 на II, 3 на III, 4 на IV. Такое положение пальцев на ладах называется «позиция». В зависимости от номера лада, на котором при этом оказывается 1 палец (указательный), позиции называются «первая», «вторая», «третья» и т.д. и обозначаются I---- , II-----, III---- и т.д.
6. Упражнение для ежедневной тренировки гитариста – хроматическая гамма объёмом в три октавы.
Часть 2. Педагогический репертуар подобран специально по контрасту с классической постановкой гитары и рук и посвящён попытке решения вопроса о технике аккомпанемента Ю.Визбора. Считается, что Визбор на гитаре играл посредственно. Однако при этом лично мне не известен ни один действующий гитарист, который адекватно воспроизводил бы один из гитарных приёмов Визбора, которым он аккомпанирует песни «Полоцк», «Рассказ ветерана»,«Осенние дожди» и ряд других. При этом на фонограммах отчётливо слышно, как после удара большим пальцем по всем струнам с заглушкой звучит характерный шелест струн. Именно этот шелест никто из известных мне исполнителей песен Визбора не воспроизводит. Ближе всех к Визбору по звучанию оказался Глеб Агафонов, «снежный барс» из Иркутска, известный по песне «Последний теплоход по Ангаре» на Ю.Левитанского. Агафонов воспроизводит «шелест», играя всё большим пальцем правой руки. Однако при этом первый акцентированный удар по всем струнам звучит несколько смазано и без заглушки. Видимо, Визбор «шелестит» не большим пальцем. Чем именно – достоверно не известно, кино- видео-записи этого приёма мне неизвестны.
В качестве предварительного подхода к проблеме «шелеста» прошли песню с применением подобного приёма, техника которого мне достоверно известна:
В.Бережков «Песня о слепом музыканте» («Я совершенно слепой старик…»),тональность Am, размер 12/8. В этой песне «шелест» производит распрямлённый средний палец m, на который сверху для весу положены указательный i и безымянный a. Палец плашмя лежит на струнах под некоторым углом к ним. При перемещении ладони вверх-вниз (шестнадцатыми) палец трётся о струны (подобно тому, как это делает колесо в колёсной лире), издавая характерный шелестящий звук. Большой палец при этом наносит удары по деке в своём ритме.
Из песен Визбора с этим приёмом прошли песню
«Осенние дожди» («Видно, нечего нам больше скрывать…»),тональность Hm, размер 2/4. В нашей версии «шелест» издаётся пальцем m аналогично предыдущей песне. Акцентированные удары с заглушкой на первую долю такта наносятся большим пальцем.