По просьбе журналиста из "Вечерней Москвы" Ольги Кузьминой написал заметочку в попытке уложиться в 2500 знаков. Получилось, правда, 2838 знаков. Была ли публикация и чего именно они сократили, не знаю, помещаю свой исходный текст. ================================================= Булату Окуджаве – 100 лет. И вот уже 60 лет я живу с его песнями. Когда мне было 12, одноклассник спел мне «За что ж вы Ваньку-то Морозова, ведь он ни в чём не виноват…» И поразила меня не музыка, не поэзия, не «прекрасное» исполнение (записи Окуджавы я услышал гораздо позже). Поразила меня простая и вместе с тем неожиданная мысль: действительно, за что ж? Он же ни в чём не виноват! Она сама его морочила! А он из-за неё «медузами питался»! И поражали с тех пор меня песни Окуджавы всё тем же – мыслью. Иногда неожиданно простой. Иногда загадочной. Но чтобы послушать и не задуматься – такого не бывало. Песни появлялись как-то сами по себе. «От дверей к дверям, из окна в окно», а вовсе не из ротации на радио. В шестидесятых годах прошлого века традиция петь в компаниях и застольях была вполне ещё живой, и вот здесь-то и появлялись и «Лёнька Королёв», и «Вы слышите, грохочут сапоги», и «Из окон корочкой несёт поджаристой», и…, и… Вдруг выяснялось, что «Весёлый барабанщик» из фильма «Друг мой Колька» -- это тоже Окуджава. Вдруг появлялся фильм по сценарию Окуджавы «Женя, Женечка и «катюша», и звонкий мальчишеский голос на всю страну пел «Если правду прокричать вам мешает кашель, не забудьте отхлебнуть этих чудных капель!» -- и тут же хотелось раздобыть этих самых «Капель датского короля». А в студенчестве, в КСП МГУ, Окуджаву пели едва ли не больше, чем кого-то ещё. Подмосковные слёты породили традицию начинать программу с общего пения – сначала «Молитвы» и «Сентиментального марша», а вскоре появившаяся песня «Возьмёмся за руки, друзья!» стала как бы «гимном» -- впрочем, столь же неофициальным и неформальным, как и само движение «самодеятельной песни». Когда в 1976 году Горком комсомола привёз на 16 слёт Булата Шалвовича в качестве председателя жюри, это в целом не пришлось по душе ни ему, ни пёстрому КСПшному сообществу – городской житель Окуджава оказался технически не готов к суровости осеннего туристского быта, а вольной вольнице он показался этаким «генералом на свадьбе», вдобавок отказавшемуся спеть с лесной сцены хоть что-нибудь. Тем не менее, «под управлением любви» к 60-летию Окуджавы Московский КСП подготовил в качестве подарка «самиздатское» собрание сочинений в 11 томах – и стихи, и проза, и песни с нотами. Вряд ли в истории был ещё кто-либо, удостоенный подобного трудового бескорыстия. Можно, конечно, Окуджаву не любить, считать его песни и «примитивными» музыкально, и «занудными» эмоционально, и «слишком умными». Но отменить факт, что в своё время они стали «новой народной песней» можно только путём злонамеренного переписывания истории. С сегодняшним переломным временем, конечно, трудно совмещается и сугубо антивоенная направленность песен Окуджавы, и его принципиальный антисталинизм. Но так уж распорядилась судьба. Сделанного не переделаешь. И «на всех ведь не угодишь». ==========================================
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
|