05.01.2007
Концерт Виктора Луферова
Вообще-то Виктор Луферов в рекомендациях не нуждается. На сцене он с 60-х годов. Песни его можно услышать во многих тусовках, компаниях, у костров. Луферов – один из участников творческого объединения «Первый круг», куда кроме него входят Мирзаян, Бережков, Кочетков и другие значительные величины авторской песни. Луферов – создатель театра-песни «Перекресток», откуда начинали творческое восхождение многие молодые авторы. Причем, в его отношениях с авторами роль играют не звания и дипломы, а то самобытное, что есть в человеке. Когда пытаешься понять, чем привлекателен Луферов как автор песен и как человек, возникают следующие соображения. Первое. На концертах Виктора Луферова, на вечерах, подготовленных с его участием, ты застрахован от пошлости, от навязчивой красивости, дутых фраз. Тут могут прозвучать слова резкие или странные, но эти слова – брызги внутренних кипений, пережитое, естественное для него. Второе. Я назову это идейностью. Во многих песнях Луферова есть мотив противостояния живого начала в человеке давлению обстоятельств и привычек. Лучше прослыть чудаком, чем засохнуть в тоске. Не размениваться на мелочи, не забывать, зачем ты живешь, уметь увидеть в дорожной пыли зелень подорожника. И это не пионерский лозунг. В его посвящении Ю. Аделунгу есть строка: «Мы пришли без фальши спеть и не ссутулиться». По-моему, Виктор Луферов, умеет жить в соответствии со своим пониманием того, как это должно быть. И третье. Как известно, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Поэтому каждый пишущий человек иногда откликается на события, происходящие вокруг. И тут важно разглядеть, что скрыто за красивыми плакатами, фейерверками, куда ведет дорожка. Луферов умеет назвать вещи своими именами. Это отчетливо слышно в его песнях «Сломанный праздник», «Маленький джаз 1993 года», «Кольцо» и других. И в его исполнении эти песни звучат как вызов, как провокация: а вы не променяли честность на красивое авто? Эти песни – камни, которые он кидает в сонную трясину, пытаясь всколыхнуть ее. Может быть, если таких камней накидать гору, болото высохнет? Наверное, есть и «четвертое» и «пятое»… С чем-то вы не согласитесь. Тема открыта. Каждый может сформулировать на свой вкус. Единственное, я думаю, что лучше делать это по свежим впечатлениям. Так что приходите 5 января на концерт. Послушайся меня… Послушайся меня, не пожалеешь: Приди домой и выпусти на волю Из клетки, из железного гнезда, Насмешливых синиц и грустного дрозда - А клетку разломай и выбрось. Ты сам уже давно не замечаешь, Что ты в плену у сплетен и привычек, Ты ими, как цепями, оплетён... Но я прошу, очнись, разбей старинный сон И всю игру начни сначала - Чтоб жизнь по-новому звучала. *** В моем башмаке поселился сверчок. Пришлось – ну, а как поступить? – Легка опираясь на этот башмак, Прихрамывая, ходить. Друзья удивлялись: «Ты что, дорогой?!» «Да так, - отвечал, - пустячок». Ну, сам посуди, разве мог я сказать, Что там поселился сверчок! Тсс-тсс! Тсс-тсс! Что там поселился сверчок! Сверчок себе быстро подругу сыскал, Но выход нашелся, эге! Я стал, словно цапля, часами стоять И прыгать на левой ноге. Друзья удивлялись: «Ты что, дорогой!» «Да так, - отвечал, - пустячки». Ну, шутка ли, сам посуди, рассказать, Что там поселились сверчки! Тсс-тсс! Тсс-тсс! Что там поселились сверчки! Хотел башмаки я старьевщику сдать, Но ты же ведь знаешь, небось, Как дороги старые нам башмаки – Притерся к ноге каждый гвоздь! И если детишек сверчки заведут И жить станут в двух башмаках, То я и тогда башмаки не сниму, А буду ходить на руках! Тсс-тсс! Тсс-тсс! Я буду ходить на руках! Горизонт Я живу вопреки слепоте тяготенья земного, И мне жаль те деревья, что навзничь на землю легли. Я себя не устал подтверждать в длинном списке живого, Мне дышать не мешает кольцо горизонта земли. Но есть круг – в нем царит круговая людская порука, Ограничен из зрения угол, стреножен им легкий наш шаг. В нем уютно, я знаю, владельцам послушно склоненного уха И тому, кто, шагая, привык не смотреть, куда ставит башмак. Но поет о другом мне петух, толком петь не умея, «Кукареку!» поет, не боясь сковородки молвы. И мне нравится, что у подсолнуха так высока и так жилиста шея: Угол зренья подсолнуха – к солнцу наклон головы. Мелкий шрифт муравьев мне приятней иного печатного шрифта, А Пчелиная музыка слаще иных сладкозвучных речей – И живет эта жизнь, от корней до вершин, без подпорок и лифта, Как разумный растратчик природы и честный ее казначей. Я живу вопреки слепоте тех людских представлений, Чья заветная цель – кус жирнее прижать к животу. Неразрывному кругу вещей, без особых о том сожалений, Я подсолнуха зренье и слух петуха предпочту. |
Предыдущий анонс | В архив Афиши | Следующий анонс |